BrandReport

Энциклопедия брендов

Coca-Cola

Coca-Cola_Logo_ScriptОкруглая бело-красная надпись «Cоca-Cola» заставляет сглотнуть слюну многих из нас. Этот газированный безалкогольный напиток ассоциируется с праздником и достатком, в восприятии многих он олицетворяет собой саму американскую мечту. Но, прежде чем стать символом семейного торжества, бренд  Cоca-Cola прошел достаточно долгий путь. А началось все еще в конце прошлого века.

Джон Смит Пембертон, фармацевт из Атланты (штат Джорджия, США), однажды смешал Бордо и листья коки, создав, таким образом, кокаиновое вино. Подобный напиток на то время успешно продавался в Европе, и американец решил вывести нечто похожее и на американский рынок. Но сухой закон 1885 года несколько испортил его планы. В результате рецепт был изменен и, как оказалось, даже без алкогольной составляющей оказался неплох (кокаиновый компонент в то время совершенно никого не смущал).

Обновленный напиток состоял из трех частей листьев коки и одной части орехов колы, благодаря чему и получил свое название. Джон Пембертон угостил этим сиропом своего лучшего друга и бухгалтера Френка Робинсона, который и дал ему бесценный совет рецепт записать, напиток запатентовать и начать массовые продажи. Благожелательный бухгалтер даже лично подготовил логотип напитка. Отлично владея каллиграфией, он вывел от руки надпись – «The Cоcа-Colа».

cola logo timeline

Джон Пембертон прислушался к совету друга и отнес свое творение в аптеку Джекобса, где оно и начало продаваться – по 5 центов за стакан. Позиционировалась тогда Cоcа-Colа как лекарство от любых нервных расстройств, гастрита и импотенции. Продавался, правда, напиток первое время не очень активно. Доход от него за первый год составил всего 50 долларов, что даже не перекрыло затрат на изготовление.

Но тяжелые времена Cоcа-Colа все-таки пережила. Со временем сироп стал газированным и поменял свой состав, куда вошли теперь экстракты лайма, апельсина и мускатного креха, а также ванилин и кофеин. Однако своему создателю богатства этот рецепт так не принес — 16 августа 1888 года Джон Пембертон умер в нищете.

Парой лет позже в Атланту приезжает бедный коммерсант из Ирландии Аза Кендлер. С искренней верой в свой успех в Новом Свете он приобретает у вдовы Пембертона рецепт Cоcа-Colа за большие на то время деньги – 2300 долларов. В 1892 году Аза зарегистрировал компанию и товарный знак. Примечательно, что помогал ему в этом деле все тот же Френк Робинсон.

cocacolacans

Предпринимательский талант Кендлера сыграл свою роль – напиток делался все популярней день ото дня. И ирландцу следует отдать должное, ведь он трудился со всех сил — распространял товары с атрибутикой компании, устанавливал в магазинах и аптеках бесплатные автоматы с сиропом, рассылал купоны на приобретение напитка и не только. Как результат – по всей стране один за другим стали открываться заводы по производству Cоcа-Colа. Поначалу напиток продавался только на разлив, но в 1899 году был открыт завод и по производству Cоcа-Colа в бутылках. Принадлежало производство предпринимателям Бенджамину Томасу и Джозефу Уайтхеду и основывалось на системе франчайзинга. В 1906 году бутылизированный напиток уже экспортировался в такие страны как Куба и Панама.

В 1919 году Аза Кендлер принимает решение о продаже компании Cоcа-Colа банкиру и крупному бизнесмену Эрнесту Вудрафу, который ставит во главе ее своего сына Роберта. Цена сделки – уже 25 миллионов долларов. Роберт Вудраф не только с готовностью возглавил компанию, но и задержался на посту президента более чем на 60 лет. Именно благодаря ему Cоcа-Colа и приобрела ту популярность, которой пользуется сегодня.

Первым нововведением Роберта Вудрафа в качестве президента стало утверждение единых стандартов не только для создания и разлива напитка, но и для расстановки бутылок Cоcа-Colа на полках магазинов.

The-whole-family

33-летний глава компании также понимает, что пришло наконец время познакомить с напитком мир, а потому создает «Кока-Кола Экспорт Корпорейшен», цель которой — продвижение Cоcа-Colа в других странах. В 1928 году во время Олимпиады в Нидерландах американские спортсмены привезли с собой в Амстердам около 1000 бутылок напитка. Так Cоcа-Colа стала ассоциироваться со спортом. Для поддержания этого имиджа компания затем часто выступала спонсором различных спортивных мероприятий. Примерно в то же время бренд начал рекламироваться по радио.

Сегодня без Cоcа-Colа сложно представить себе Рождественские и Новогодние праздники. Впервые же Санта Клаус в рекламе бренда появился еще в 1931 году. Авторство рекламы принадлежит художнику Хаддону Сундблому, который в качестве добродушного дедушки нарисовал самого себя. Примечательно, что до этого Санта Клауса изображали в самых различных по цвету и фасону нарядах. И только Хаддон Сундблом впервые одел этого героя рождественских историй в красно–белый костюм, использовав основные цвета бренда Cоcа-Colа.

В конце 30-х годов популярный напиток продавался уже в 44 странах по всему миру. Когда началась Вторая мировая война, Роберт Вудраф заявил о том, что каждый человек в военной форме сможет приобрести Cоcа-Colа всего за 5 центов. Регулярно направлялся напиток и американским военным, где бы те не воевали. Кстати, специально для солдат и была выпущена Cоcа-Colа в банках – для максимального удобства.

lg_truck_thirtyfour

Работала компания также и над расширением своего ассортимента. Конец 50-х годов отметился появлением такого напитка как «Fanta», а три года спустя был выпущен «Sprite».В 1979 году во главе компании стал Роберто Гозуэта – и повел ее к новым вершинам. Так, в начале 80-х была создана диетическая кола — Diet Coke. А в 1985 году Cоcа-Colа даже побывала в космосе.

Рассказывая историю этого знаменитого бренда, нельзя не упомянуть и про непрекращающуюся войну Cоcа-Colа с маркой Pepsi. Основанная в 1902 году, последняя избрала своим слоганом фразу «Новое поколение выбирает Pepsi». Таким образом, целевой аудиторией стала американская молодежь, которая должна была наперекор своим предпочитающим кока-колу родителям остановить выбор на конкурирующем напитке. И хоть расчеты Pepsi и оказались в какой-то мере верны, но сравниться по популярности с известным брендом ни тогда, не позже ей так и не удалось.

На сегодняшний день компания Cоcа-Colа производит более 200 видов разнообразных напитков, среди которых – минеральная вода Bonaqua, холодный чай Nestea, горьковатый Schweppes и не только. Но 80 процентов продаж по-прежнему остаются за напитками Cоcа-Colа, Fanta и Sprite. Сегодня компания также работает над созданием соков  Minute Maid, которые предназначаются специально для поклонников здорового образа жизни. Но сравняются ли он по популярности с известной тройкой – покажет только время.

Созданная более 120 лет назад Coca-Cola продолжает оставаться самым узнаваемым брендом в мире. Ее продукцию продают более чем в 200 различных странах. Ежедневно по всему свету раскупают более 1 млрд бутылок этого напитка. И это дает все основания предполагать, что не важно, что происходит вокруг, ведь у известной компании и дальше все будет Кока-Кола.

Coca-Cola в рейтингах


место рейтинг, год
2017
16Самые уважаемые компании мира, 2017
27Самые дорогие бренды мира (BrandFinance Global), 2017
2016
3Лучшие мировые бренды (Best Global Brands), 2016
4Самые дорогие бренды мира (The World's Most Valuable Brands), 2016
32Бренды будущего (The FutureBrand Index), 2016
62Самые большие компании США (Fortune U.S. 100), 2016
2015
3Лучшие мировые бренды (Best Global Brands), 2015
8Самые дорогие бренды мира (BrandZ Top-100), 2015
63Самые большие компании США (Fortune U.S. 100), 2015
2014
3Лучшие мировые бренды (Best Global Brands), 2014
4Самые дорогие бренды мира (The World's Most Valuable Brands), 2014
6Самые дорогие бренды мира (BrandZ Top-100), 2014
12Самые дорогие бренды мира (BrandFinance Global), 2014
22Бренды будущего (The FutureBrand Index), 2014
2013
3Лучшие мировые бренды (Best Global Brands), 2013
3Самые дорогие бренды мира (The World's Most Valuable Brands), 2013
5Самые дорогие бренды мира (BrandZ Top-100), 2013
14Самые инновационные компании мира (Most Innovative Companies), 2013
19Самые "зеленые" бренды (Best Global Green Brands), 2013
23Самые значимые бренды (Top Global Meaningful Brands Index), 2013
25Самые дорогие компании мира (Financial Times Global), 2013
57Самые большие компании США (Fortune U.S. 100), 2013
2012
1Лучшие мировые бренды (Best Global Brands), 2012
3Бренды которые могут изменить мир (Planet Brands), 2012
6Самые дорогие бренды мира (BrandZ Top-100), 2012
10Любимые бренды россиян, 2012
20Самые крутые сайты (Best Global Web Sites), 2012
22Самые "зеленые" бренды (Best Global Green Brands), 2012
59Самые большие компании США (Fortune U.S. 100), 2012
2011
1Лучшие мировые бренды (Best Global Brands), 2011
6Самые дорогие бренды мира (BrandZ Top-100), 2011
12Любимые бренды россиян, 2011
70Самые большие компании США (Fortune U.S. 100), 2011
2010
1Лучшие мировые бренды (Best Global Brands), 2010
5Самые дорогие бренды мира (BrandZ Top-100), 2010
9Любимые бренды россиян, 2010
72Самые большие компании США (Fortune U.S. 100), 2010
2009
1Лучшие мировые бренды (Best Global Brands), 2009
3Самые дорогие бренды мира (BrandZ Top-100), 2009
16Любимые бренды россиян, 2009
73Самые большие компании США (Fortune U.S. 100), 2009
2008
1Лучшие мировые бренды (Best Global Brands), 2008
4Самые дорогие бренды мира (BrandZ Top-100), 2008
2007
1Лучшие мировые бренды (Best Global Brands), 2007
4Самые дорогие бренды мира (BrandZ Top-100), 2007

Почитайте еще



Комментарии


Случайные бренды